Два последних мировых финансовых кризиса (случившийся в 2008 году, а также начавшийся в 2014 и продолжающийся до сих пор) оказали существенное влияние на рынок загородной недвижимости, относящейся к бизнес-классу. В основном, это воздействие выразилось в заметном снижении цен на частные коттеджи, рассчитанные на покупателей среднего класса, зачастую оформляющих кредит под залог недвижимости, приобретаемой за городом на заемные средства. Само собой, падение стоимости готовых домов вынудило застройщиков сокращать затраты на возведение загородного жилья. Чаще всего, девелоперы уменьшают свои расходы за счет реализации проектов, отличающихся сравнительно малой площадью, а также посредством уплотнения застройки. Таким образом, частные коттеджи, относящиеся к категории бизнес-класса, по себестоимости максимально приближаются к загородной недвижимости эконом-класса.
Согласно статистике, за период с 2010 года и по текущий момент цена на расположенные за чертой города дома бизнес-класса понизилась почти в два раза – на 42,6%. Правда, формально стоимость такой недвижимости осталась почти прежней. Однако, по сути, она все-таки упала вследствие инфляции, составившей за прошедшее время 43,5%.
Продавцы таунхаусов бизнес-класса хотят продать их за 16,5 миллионов рублей, а это почти на 8% дешевле, чем еще 5 лет назад. Наиболее существенные убытки потерпели владельцы земельных участков без подряда – если сравнивать с 2010 годом, за такую собственность теперь просят почти на 57% меньше (от 12 до 13 миллионов рублей).
А вот потребительский спрос диктует совершенно иные цены. Если не принимать во внимание уровень инфляции, средняя цена на загородные коттеджи за минувшие 5 лет увеличилась почти на 8%. Однако в реальности подобная недвижимость стала дешевле на 40%. Таунхаусы стали стоить на 30% меньше, участки без подряда – почти на 75%. Получается, что средняя цена загородной недвижимости с 2010-го до текущего года упала на 46%.
Примечательно, что за последние два-три года увеличилось число покупателей загородных таухаусов, собирающихся постоянно проживать в них, вместо квартир, находящихся в черте города. Уже 10% владельцев недвижимости «на природе» живут в ней круглый год, тогда как 90% из них рассматривают загородное жилье только в качестве места проведения летнего отдыха. Аналитики данного сегмента отечественного рынка недвижимости уверены, что количество желающих перебраться за город на ПМЖ в ближайшее время будет неуклонно возрастать, особенно среди покупателей объектов, относящихся к бизнес-классу.
− 1 = 6