В современном малярном деле лак для внутренних работ применяется толкьо в том случае, если полностью доказана его безопасность для здоровья людей. После полного высыхания слоя этот материал не должен выделять в окружающий воздух вредных и токсичных веществ. Выбрать качественный и безопасный лак для наружных и внутренних работ поможет предлагаемый материал, где доступно рассказано про все виды этих материалов.
Если использовать декоративный лак для внутренних работ правильно с добавлением в него красящих пигментов, то можно получить превосходный результат и обеспечить дополнительную защиту поверхности от сырости и разрушения.
Содержание
- Виды растворов твердых смол
- Занзибарский копал и его сорта
- Приготовление лаков из копала
- Даммаровая смола и её сорта
- Плавка копала и янтаря
- Драконова кровь
- Элеми с приятным ароматом
- Гуммигут для подкрашивания лаков
- Гуммилак – смолистый сок
- Лаки на основе олифы и смолистых веществ
- Печные и скипидарные лаки
- Цапонлак, шеллак и политуры
Виды растворов твердых смол
Под названием лака надо понимать раствор твердой смолы или смесь смол, которые после нанесения тонким слоем на поверхность предмета образуют по высыхании блестящий и твердый слой. Существуют различные виды лака для внутренней отделки, различаются они по использованному растворителю.
Лак для декоративной отделки служит защитой поверхностей предмета от внешних атмосферных и механических влияний. Свойства лаков во многом зависят от характера растворителей, а потому лаки делятся на масляные, скипидарные и спиртовые. Кроме того, каждая из этих трех групп делится на специальные сорта лаков в зависимости от их применения и состава смол.
Смолы подразделяются на твердые и мягкие, ископаемые и растительные. К ископаемым смолам относятся: янтарь, копал и др.; к растительным — сандарак, дамарова смола, шеллак, элеми, амине и др.
Ископаемые смолы вообще тверды, тогда как растительные мягки. Твердые смолы растворяются только после того, когда их предварительно расплавить.
По внешнему виду смолы представляют аморфные, прозрачные, бесцветные или слабо окрашенные массы. При выделении из растений, смолы находятся в виде раствора в эфирных маслах, образуя мягкие тягучие вещества (бальзамы). К этому классу относится так называемая живица, вытекающая весною и в жаркое время из хвойных деревьев.
Это смолистое вещество представляет раствор смолы канифоли в скипидаре.
К камедям, или гумми, относятся такие растительные отделения, которые представляют смесь различных веществ, частью растворимых в воде, частью представляющих смолы и эфирные масла.
К смолам, получаемым искусственным путем, относятся смола и деготь, продукты сухой перегонки дерева, каменного угля и нефти.
Наиболее ценными лаковыми смолами являются копаловые и янтарные.
Занзибарский копал и его сорта
Копал встречается в торговле нескольких сортов, значительно отличающихся между собою как по твердости, так и по растворимости в жидкостях, которые употребляются для приготовления лаков. Лучший сорт лака для отделки стен: занзибарский копал, также известный под названием ост-индского или бомбейского.
Сырой занзибарский копал покрыт твердою коричневою пленкой, от которой он может быть очищен промыванием в поташном растворе. После такой очистки копал получает форму неправильных кусков разной величины, поверхность которых имеет вид гусиной кожи.
Имеется еще другой сорт ост-индского копала, также покрытый в сыром состоянии землистою пленкою, но эта пленка легко соскабливается.
Стекловидный копал получается из сиерралеона; лучший сорт в виде прозрачных шариков или капель.
Кроме этих сортов копала встречаются вест-индский, манильский и калифорнийский копал. Последний является самым низшим сортом копаловой смолы, почему и употребляется только в качестве суррогата других мягких смол.
Копал представляет собою смолу, желтую и блестящую; очищенный от шероховатой коры (окиси), он блестящ и прозрачен как стекло.
Копал трудноплавок; растворяется в каепутовом масле, продается в плоских или угловатых кусках. Ост-индский копал характеризуется содержанием насекомых, которых нет в вест-индском копале. Отличительным признаком последнего служит шаровидная форма. Поверхность кусков матовая, внутри они почти бесцветны и вообще светлее ост-индского сорта.
По отношению к растворителям надо заметить, что вест-индский растворим, хотя не вполне, в смеси 3 объемов скипидара с 1 объемом абсолютного спирта; ост-индский же копал вовсе не растворяется в такой смеси, если он не был предварительно расплавлен.
Расплавленный ост-индский копал растворяется также в жирных и эфирных маслах.
Приготовление лаков из копала
В видах приготовления возможно светлых лаков из копала употребляется так называемый серный эфир как растворитель, причем после продолжительного стояния в эфире почти вполне растворяется, так что плавка смолы не требуется. Если к такому раствору осторожно, по каплям, прилить абсолютного спирта, то получится совершенно прозрачный копаловый раствор. Далее копал хорошо растворяется в каепутовом масле и хлороформе. Менее — в бензине, креозоте и сероуглероде. Щелочи и аммиак (нашатырный спирт) также растворяют эту смолу.
Надо заметить, что копал, пролежавши не менее полугода на открытом воздухе, окисляется, причем приобретает способность отчасти растворяться в крепком спирте без помощи эфирных масел. На этом основании удобнее и выгоднее приготовлять копаловый лак из такого лежалого копала.
Чаще всего приходится покупать копал, смешанный в кусках различной твердости и вида. Такой копал необходимо рассортировать. Для этого куски смолы раскладывают на столе и прежде всего отбирают те из них, которые имеют шероховатую поверхность, от кусков более или менее гладких. При этом шероховатые куски принимаются за ост-индский копал. Затем следует сортировка по степени прозрачности, бесцветности и сортировка по твердости.
Последняя должна быть произведена особенно тщательно, ибо она оказывает весьма существенное влияние на успех плавки копала, а следовательно, и на качество приготовленного из копала лака. Мягкая смола легкоплавче твердой; следовательно, при одновременном плавлении кусков различной твердости, мягкие расплавляются ранее других и успеют значительно побуреть, пока начнет плавиться твердый копал.
Отсюда понятна необходимость внимательной сортировки. Если сортируется большая партия, то по одним внешним признакам трудно достигнуть удовлетворительного распределения кусков. В этом случае, приблизительно рассортировав куски копала вручную на гладкие и шероховатые, полезно подвергнуть куски каждого сорта еще специальному испытанию на твердость.
Такое испытание производится так: хорошо рассортированный по цвету копал в больших или предварительно раздробленных кусках кладут на 24 часа в крепкий щелок из 500 г поташа на 1 л воды. Такая операция повторяется еще раз. Затем следует многократная промывка копала в воде для удаления приставшей щелочи, причем смолу беспрерывно переворачивают в жидкости посредством твердой метелки. От действия щелочи некоторые куски сделаются мягкими, другие только немного размягчаются, и третьи сохраняют почти первоначальную твердость. По этим признакам копал сортируют на 3 категории; самые мягкие куски будут в то же время наиболее легкоплавкие, а самые твердые плавятся всего труднее и, следовательно, относятся к лучшему сорту копала. Промытую в воде смолу после сортировки кладут на холстинку и высушивают на солнце или в воздушной бане.
Обработка щелочью доставляет совершенно чистый копал, прозрачный как хрусталь. Подготовка рассортированного копала для лаков состоит в плавлении его. Эта операция нелегкая, и даже при соблюдении всевозможных предосторожностей нельзя расплавить копала без того, чтобы он не побурел.
Даммаровая смола и её сорта
Даммара — смола, вытекающая в большом количестве из разных деревьев, свойственных Ост- Индии, Австралии, Китаю, Зондским островам. Она встречается также в ископаемом виде.
Даммара менее употребительна в лаковом производстве, потому что даммарные лаки, при всех хороших качествах, как например, бесцветности и блеске, имеют то неприятное свойство, что дают отлипость.
Насколько различны деревья, производящие даммару, настолько различны и свойства добываемой из них смолы. Вот почему в продаже можно встретить много сортов этой смолы, обладающих каждый специальными физическими и химическими качествами: твердостью, запахом, растворимостью. Растворимость варьируют так же, как это мы указали относительно копала.
Даммара встречается иногда в весьма больших глыбах, и такие глыбы обыкновенно покрытые непрозрачною землистою корою, под которою находится желтоватый прозрачный слой. Внутренняя часть куска состоит из массы молочно-белого цвета, вследствие содержания воды. Качества смолы во всей массе глыбы одинаковы. Даммара часто попадается в мелких кусочках величиною от боба и до куриного яйца. Эти куски закруглены, с поверхности несколько землисты, слабо окрашены и вполне прозрачны. Встречаются сорта даммары тоже в мелких, но угловатых кусках и совершенно бесцветные; другие при меньшей прозрачности отличаются сероватым цветом.
Большая часть сортов даммары не пахуча и различной твердости. Лучший сорт имеет твердость ост-индского копала и ароматический запах: эти куски слабо окрашены, прозрачны и в изломе обладают стеклянным блеском. Другой сорт при меньшей твердости окрашен более предыдущего, но имеет такую же прозрачность и блеск.
Самый плохой сорт даммары часто бесцветен и прозрачен, но с матовым изломом. Он мягче двух предыдущих сортов и прилипает к теплой руке.
Встречающаяся в продаже даммара, если она не в глыбах, обыкновенно представляет смесь разных сортов, поэтому понятно, что при неумелой сортировке даммарные лаки будут отличаться плохими качествами.
Относительно происхождения глыбы приготовления возможно светлых лаков из копала известно следующее. Даммаровые деревья, в особенности новозеландские, выпускают смолу самопроизвольно, без искусственного надрезывания стволов. В то время, когда для добычи даммары техника не использовалась, или в тех местностях, куда не проникла еще нога человека, эти потоки смолы образовали на земле значительные скопления, которые, затвердевая, превращались в куски. Последние потом засыпались песком или покрывались наслоениями чернозема, а если почва, на которой произрастает смолистое дерево, рыхла, то смола могла и прямо в жидком состоянии проникнуть в глубину земли и там уже затвердеть.
Таким-то образом произошла ископаемая даммара, которая, по рассказам путешественников, образует в северной части Новой Зеландии пласты в несколько десятков сантиметров толщиною.
Содержащаяся в даммаре влажность, по всей вероятности, пребывает в химически связанном состоянии. Очевидно, что эта вода должна быть удалена, так же, как и механически примешанная влажность, и только после совершенного обезвоживания можно рассчитывать на получение из нее хорошего лака.
Плавка копала и янтаря
Растворимость всех вообще смол в спирте и в других жидкостях, употребляемых при фабрикации лаков, уменьшается в присутствии воды и некоторых других веществ. Улучшение копала от долгого лежания на воздухе надо приписать отчасти испарению воды и летучего масла, которые в нем содержатся.
Плавка копала и янтаря, а также многих других смол, имеет целью именно выделение воды.
Крупные куски ост-индской даммары растворяются в крепком спирте довольно хорошо, но в терпентинном масле почти нерастворимы.
Австралийская ископаемая смола при обработке 90° спиртом, дает 44% остатков, в терпентинном же масле растворяется только 20% этого сорта даммары.
Эфир растворяет почти вполне как твердые, так и мягкие сорта смолы. Последние довольно хорошо растворимы также в терпентинном масле и в 92% спирте.
Благодаря сравнительно легкой растворимости, мягкие сорта даммары пользуются предпочтением при приготовлении лаков, хотя они дают лаки посредственного качества. В жирных маслах даммара всякого сорта при нагревании растворяется хорошо; прибавки жирных масел (вареных) к терпентинной эссенции или к спирту увеличивают растворяющую способность последних, чем пользуются для придания спиртовым и скипидарным лакам большой густоты.
В смеси спирта со скипидаром, с прибавкой или без прибавки эфира, хорошо растворимы все сорта даммары. Таким путем можно получить даммарный лак, почти не уступающий мастичному и почти не липкий, если его наносят тонкими слоями. Наконец, более или менее удовлетворительными растворителями даммары надо признать хлороформ, сероуглерод, бензин и древесный спирт.
Подготовка даммаровой смолы для растворения имеет в виду, главным образом, удаление воды, что может быть выполнено или до растворения, или во время его. Холодным путем не следует приготовлять даммарный лак уже потому, что он в этом случае плохо осветляется.
В терпентинном масле надо растворять даммару при кипячении, которое поддерживают до тех пор, пока кипящая жидкость перестанет пузыриться, что служит признаком удаления воды.
Драконова кровь
Это смолистое вещество красного цвета, нерастворимое в воде, доставляется многими деревьями, произрастающими на берегу Суматры. Добывание смолы в этой местности производится так: плоды растения укладывают в мешок из грубого редкого холста и сильно встряхивают, причем смолистое вещество высыпается; его переплавляют на умеренном огне и затем формуют шарики, которые обертывают в листья растения.
Драконова кровь в этом виде составляет первый сорт. По выделении первого сорта плоды раздавливают и кипятят с водою, пока они не отделят смолистую массу. Из последней формуют таблетки в 3-4 пальца длиною; это будет второй сорт драконовой крови.
Вытяжки, остающиеся после извлечения второго сорта, формуют в лепешки, которые поступают в торговлю под названием ординарного сорта драконовой крови. Имеется еще четвертый сорт смолы в палочках, обернутых в листья. Этот вид драконовой крови красно-коричневого цвета непрозрачен, хрупок и легко растворим.
Драконова кровь обыкновенно содержит много смолистых подмесей и подкрашена охрой. Такая подмешанная драконова кровь попадается в виде кусков и даже в маленьких шариках, завернутых в листья. При нагревании они отделяют смолистый запах, что несвойственно настоящей драконовой крови. Растертая в порошок, она имеет кирпичный цвет, а не киноварный.
Настоящая драконова кровь растворяется в спирте, эфире и терпентинном масле, сообщая этим жидкостям красивый красный цвет, а потому и употребляется для подкрашивания лаков. Драконова кровь растворима также в щелочах и в известковой воде, не имеет ни запаха, ни вкуса.
Элеми с приятным ароматом
Элеми встречается в продаже в виде двух сортов: настоящая и ненастоящая, причем последнее название означает только разновидность, а не подделку смолы. Настоящая элеми привозится из Бразилии и благодаря свойственному ей приятному аромату дорого ценится лаковыми фабрикантами. Этот сорт элеми имеет вид неправильных мягких и липких кусков, которые впоследствии твердеют, полупрозрачен, светло-желтого цвета, с зеленоватыми крапинками; по запаху напоминает укроп. Содержание эфирного масла доходит до 12%.
Ненастоящая элеми получается из Новой Гвинеи, светло-желтого цвета с беловатою выветренностью. Она эластична и мягка. При обыкновенной температуре имеет слабый укропный запах, который становится более заметным при нагревании.
Элеми хорошо растворяется в спирте, причем остаются нерастворимыми только примеси.
Гуммигут для подкрашивания лаков
Под этим названием известна смола, вытекающая из некоторых растений в Сиаме, Китае, на Малабаре и Цейлоне.
В свежем состоянии гуммигут представляет молочный сок, который на воздухе скоро твердеет. К нам его привозят в виде круглых кусков снаружи желто-коричневого, внутри желто-красного цвета. Гуммигут непрозрачен, не имеет запаха и отличается стекловатым изломом. Легко растирается в порошок, при чем дает красивую, лимонно-желтую краску. Ядовит.
Гуммигут мало растворим в воде; в спирте хорошо растворяется, но не без остатка. Состоит из 80 частей смолы и 20 частей гумми.
Гуммигут часто употребляется как подкрашивающий материал для лаков золотисто-желтого цвета, которым он сообщает густоту и блеск.
Гуммилак – смолистый сок
Гуммилак представляет смолистый сок особой породы южной сосны, вытекающий от уколов насекомых из породы вшей, присасывающихся к молодым побегам дерева. Сок струится из волосных отверстий в коре, произведенных этими насекомыми, и, затвердевая, обволакивает последних как бы пленкой. Весною уже не замечается в смолистой массе насекомых, а вместо них заметны небольшие клеточки или пустоты величиною с пшеничное зерно, наполненные красною жидкостью. Спустя несколько месяцев в этой жидкости появляются личинки, которые прорывают тонкую смолистую оболочку, как скоро красная жидкость будет израсходована на их питание.
В продаже встречаются три сорта этой смолы.
- Лак в палочках, который представляет смолу в ее натуральном состоянии, то есть вместе с ветвями дерева, на которых она отложилась в виде слоя красно-коричневого цвета. Эта смола просвечивает с краев, излом стекловидный, внутри содержит маленькие клеточки. Лак в палочках при нагревании распространяет приятный запах. Водный настой этого лака дает осадок с известковою водою. В спирте и эфире лак растворяется, оставляя в осадке древесные части.
- Лак в зернах получается из предыдущего сорта отделением смолы от ветвей и измельчением ее в грубый порошок. Зернистый лак часто бывает менее окрашен, чем лак в палочках, вследствие извлечения пигмента кипящей водою или слабою щелочью.
- Шеллак представляет рафинированный лак в зернах. Последний в расплавленном виде процеживают сквозь пеньковую ткань на каменную плиту, по которой он расплывается тонким слоем и затвердевает.
Продажный шеллак имеет вид прозрачных листочков более или менее темного цвета, с смолистым блеском. Шеллак достаточно тверд, без вкуса и запаха, при постукивании палочкою немного звенит. Нагретый легко плавится, распространяя неприятный запах; вполне растворим в спирте, особенно при нагревании.
Шеллачные лаки не обладают большим блеском, по крайней мере сами по себе, то есть без примеси других смол, но зато отличаются большою прочностью.
Лаки на основе олифы и смолистых веществ
Масляные лаки служат для предохранения окрашенных поверхностей от вредного влияния окружающего воздуха и, придавая блеск и красоту, делают таким образом окраску более прочной и устойчивой.
Цвет этих лаков чаще всего темный и зависит от способа приготовления, причем входящие в состав смолы, подвергаясь плавлению при высокой температуре и пригорая, влияют на более или менее сильное потемнение лака.
В состав лаков на масляной основе при их производстве входят олифа и смолистые вещества. Олифа, как хороший растворитель смол, имеет, кроме того, все достоинства лакового вещества, благодаря упругости и эластичности предохраняя окрашенные места от пересыхания и трещин.
При приготовлении лаков надо обращать внимание на достоинство олифы, ибо от качества последней зависят достоинства масляных лаков. Особенно строго надо следить за выбором масла и окисляющих материалов. Масло должно быть льняное, хорошего качества.
Старое чистое масло сохнет так же быстро, как и лак, что происходит потому, что в продолжение долгого времени оно столько поглощает кислорода, что процесс просыхания произойдет быстрее, чем в свежем масле, если только широкая поверхность будет в состоянии облегчить ему соприкосновение с воздухом. Тот же процесс произойдет быстрее при нагревании масла, а потому вся сущность приготовления лака заключается в следующем: сушащиеся масла нагревают до такой степени, чтобы произошло быстрое поглощение кислорода. Если они будут затем в виде тонких слоев представлены действию воздуха, то в непродолжительном времени они поглотят потребное для себя количество кислорода и сделаются плотными, твердыми и тягучими, то есть высохнут.
Свинцовая окись служит для того, чтобы жировая кислота, которая находится в сушащихся маслах, могла приобрести смолистые вещества, ибо до соединения с этою окисью она не обладает этими свойствами.
Таким образом одинаково уничтожаются жировые частицы, которые заключаются в сушащихся материалах. Вот почему лак, сваренный со свинцом, сохнет быстрее лака, сваренного без свинца. Тягучесть сухой массы в этом случае будет значительнее, а плотность — меньше.
Крепость и цвет лака узнаются так: капают несколько капель лака на стеклянную пластинку и дают остыть. Но поэтому еще нельзя судить о цвете лака, ибо если смотреть на него чрез что-нибудь, то он всегда будет казаться довольно светлым; а надо положить под стекло белой бумаги и внимательно сравнить на ней цвет различных лаков.
Для приготовления мало окрашенного лака употребляют способ выцветания, при котором лак подвергается двойному влиянию света и воздуха.
Следуя холодному способу, на вольном огне варят льняное масло с глетом и свинцовым уксусом. Получится совершенно бесцветный и прозрачный лак, но сохнуть он будет несколько медленнее.
Надо смешать 400 г льняного масла с 13 г мелко натертого глета, прибавить 1/16 по объему свинцового уксуса и хорошо взболтать вместе. Время от времени взбалтывают состав и затем ставят его в теплое место. Когда он отстоится, то получится прозрачный светло-желтый лак, а на дне сосуда останется водянистый раствор свинцового сахара, содержащий в себе много белого ила, который составился из свинцовой окиси и других выделившихся из масла посторонних частиц. Этот лак обыкновенно бывает мутный и беловатый, но после процеживания сквозь хлопчатую бумагу делается прозрачным и чистым. Лак содержит в себе 3-5% раствора свинцовой окиси и в теплом месте совершенно просыхает в течение 24 часов.
При процеживании водянистого раствора свинцового сахара от него отделяются посторонние твердые частицы; тогда можно его сварить с глетом, и когда получится свинцовый уксус, употребить его для прежней цели. Для того чтобы удалить из лака всякую примесь свинца, стоит только взболтать его с небольшим количеством разбавленной серной кислоты.
Следует различать две главные разновидности масляных лаков: лаки малярные и экипажные. Кроме того, имеются специальные лаки для технических целей, сообразно которым им придают при изготовлении ту или иную особенность. Масляные лаки подразделяются на подмазочные, половые, железные, печные, жестяные и проч.
Подмазочный лак идет на приготовление замазок и шпаклевок при отделке под лакировку. Также добавляется к последнему слою грунтовки. Сохнет быстро и хорошо шлифуется.
Из лучших сортов подмазочных лаков, имеющихся в торговле, укажем на венецианский лак — достаточно твердый, легко восприимчивый к шлифовке и скоро высыхающий. Употребляется для лакирования деревянной посуды, мебели, детских игрушек и т. п. Более дешевые сорта этого лака содержат большой избыток канифоли, который, удешевляя лак, делает его малоспособным к принятию шлифовки и уменьшает прочность.
Половой лак дает более или менее прозрачный, твердый и прочный лаковый слой. Кроме своего специального назначения имеет обширный круг применения в тех случаях, где не требуется эластичность и гибкость.
Полового лака имеется в продаже несколько сортов, различие которых зависит от выбора употребляемого при изготовлении лака копала, имеющего в сыром виде неодинаковую твердость, величину кусков, чистоту и прозрачность.
Из более чистых и крупных сортов копала изготовляются высшие сорта полового лака под № 1; менее крупные и не отборные куски идут для лака № 2, и, наконец, из мелких кусков и копаловой пыли приготовляется последний, третий, сорт лака.
Черный масляный лак, известный также под названием железного лака, принадлежит к числу дешевых сортов, употребляемых главным образом для лакирования мелких вещей и игрушек. Препарат состоит из копала с большою примесью асфальта, олифы и скипидара. Высший сорт этого лака известен в торговле под названием черного японского лака; дает блестящий лаковый слой и употребляется в том случае, когда от лака требуются прочность и упругость.
Печные и скипидарные лаки
Печной лак — черный и светлый употребляется для лакирования поверхностей, подверженных нагреванию: печей, паропроводных труб и т. д.
Производство печных лаков в общих чертах сходно с приготовлением лучших сортов полового лака, но кроме специального подбора твердых и тугоплавких копалов содержит менее олифы. Подбором копалов, плавящихся при 370 °C, достигается известное преимущество печного лака перед другими. Покрытая печным лаком поверхность сохраняет блеск и твердость лакового слоя при температуре 250 °C.
Скипидарные лаки по большей части представляют растворы смол белого цвета. Эти лаки менее прочны, чем масляные, но прочнее спиртовых. Употребляются для лакирования поверхностей, окрашенных в белый или светлые колера. Плохо устойчивы против атмосферных влияний, а потому для наружных покрасок непригодны.
Материалом для приготовления этих лаков служат смолы: эниме, элеми, даммаровая и другие, а также некоторые мягкие сорта копала.
Скипидарные лаки приготовляются сообразно их назначению и встречаются в торговле под особыми названиями. Так, все сорта даммаровых лаков: картинный, черный железный, эмалевый причисляются к числу скипидарных лаков. Они дешевле масляных и во многих случаях заменяют последние.
Чисто скипидарные и водные лаки для внутренних работ довольно хрупки и легко смываются скипидаром, если же к ним прибавить немного олифы, то этот недостаток может быть вполне устранен. Копало-янтарный лак употребляется преимущественно для лакировки поверхностей, подвергающихся непосредственному влиянию наружного воздуха. В состав этого лака входят менее твердые копалы с примесью янтаря, причем получается прочный, эластичный, не трескающийся и не лупящийся лак, дающий хороший блеск.
Эмалевые лаки употребляются для отделки внутренних частей жилых помещений и должны отличаться свойством давать прозрачный, прочный, блестящий и светлый лаковый слой, достаточно эластичный. Для приготовления этого лака требуется подбор материалов высшего качества, а потому для последнего отбираются самые чистые сорта белой даммаровой смолы на хорошем скипидаре.
Эмалевые лаки очень чувствительны к наружным вредным влияниям воздуха, сырости, к резким колебаниям температуры.
Малярно-экипажные лаки бывают трех главных видов, имеющих специальное назначение, и отличаются друг от друга качествами и особенностью состава.
- Подмазочный, или подготовительный лак № 8, служит для изготовления шпаклевочной или замазочной массы. Для испытания его пригодности надо проверить его твердость, которая должна быть достаточной для шлифовки, лак должен быстро высыхать при наведенном тонком слое на лакируемую поверхность. Шпаклевочная масса, изготовленная на таком лаке, должна высыхать в течение суток и не давать трещин.
- Каретный лак № 1 и № 2 изготовляется из одних и тех же материалов (смол), причем пропорция их должна быть такова, чтобы лак № 2 отличался большею твердостью и высыхал быстрее лака № 1. Оба лака должны давать мягкий блеск, быть прозрачны, прочны и неизменяемы.
Присутствие олифы в этих лаках в большем или меньшем количестве имеет существенное значение. Чем больше будет содержание олифы, тем лак будет сохнуть медленнее и даст более эластичную и мягкую оболочку, но достаточно прочную. Если же количество скипидара будет преобладающим перед олифой, то получится лаковый слой, быстро высыхающий, но менее прочный, скоро теряющий блеск и быстро трескающийся.
Цапонлак, шеллак и политуры
Эти лаки спиртовой основе в практике различаются на собственно лаки и политуры. Первые представляют более концентрированный раствор смол, а вторые — сравнительно жидкий и служат главным образом для насыщения пор поверхности дерева смолою. Вот почему для приготовления политур употребляются более твердые сорта смол.
Производство спиртовых лаков ведется на холоде, причем их обыкновенно подкрашивают в разные колера. Для таких подкрасок употребляются, кроме цветных смол, еще растительные пигменты и красящие вещества минерального происхождения, как например, анилиновые краски. Главное условие такого подкрашивания — это сохранение прозрачности лака и постоянства оттенка колера.
Все спиртовые шеллачные лаки и политуры надо сохранять в стеклянной посуде, ибо если их налить в металлическую посуду, то они после долгого стояния заметно изменяются в цвете.
Цапонлак, или целлулоидный лак, представляет раствор целлулоида в ацетоне и амилацетоне, непроницаем, быстро сохнет, дает матовую блестящую поверхность, а потому употребляется для лакировки блестяще отполированных металлических поверхностей. При смешивании цапон-лака с масляными лаками и масляными красками достигается быстрое высыхание последних, но такое смешивание делается со старыми маслами, ибо в противном случае цапон-лак легко растворяется. Благодаря способности быстро сохнуть употребляется также как связывающее вещество для бронзы на клеевой или масляной краске.
Японский лак представляет собою сок дерева, растущего в Японии. Этот сок, приходя в соприкосновение с воздухом, подвергается брожению, чернеет и сохнет, при этом для получения лучших сортов лака помещают сохнущий сок в темное, прохладное и сырое помещение. Японский лак очень прочен, выносит нагревание до 300 °C; на него не действуют кислоты, и он не поддается обмыванию.
− 1 = 7