Если ваш автомобиль хранится не на стоянке и не под навесом, а в специально оборудованном помещении, оно обязательно должно запираться. Вызывать специалиста для этой работы не имеет смысла – любой мужчина справится с этим самостоятельно. В данном материале вы узнаете, какие бывают виды гаражных ворот и как их установить своими руками, соблюдая правильную технологию.
Ворота в гараже обязательны. Они должны быть удобными в эксплуатации и надежными, ведь это элемент безопасности, защищающий от проникновения в гараж. Ворота бывают распашные, откатные, подъемно-поворотные, роллетные и секционные.
Открываться они могут как механически, так и автоматически. Последний вариант предпочтительней, ведь в этом случае ворота можно открывать с помощью пульта управления, не выходя из машины. Но, устанавливая автоматические ворота, предусмотрите и ручной режим открывания на тот случай, если в доме отключат электроэнергию.
Содержание
Распашные ворота
Этот вид ворот для гаража является самым старым и наиболее традиционным. Основной материал, который используется для изготовления ворот гаража — сталь. От толщины металла зависит прочность вороти их долговечность. В большинстве случаев выбирается толщина четыре-пять миллиметров стального листа. Для изготовления каркаса гаражных ворот берется уголок толщиной пять миллиметров.
Также можно предусмотреть отдельную калитку, которая выполняется как часть одной из створок. У такого варианта есть плюсы и минусы. Преимущества в том, что зимой меньше уходит тепла из помещения. Из отрицательных сторон можно отметить одну — чем больше дверей, тем выше вероятность взлома.
Полотно ворот (более правильно относительно распашных ворот использовать термин «створка») может изготавливаться из гладкого листового железа или из стального профилированного листа. Или в утепленном варианте — сплошное полотно из сэндвичпанелей (внутри между листами металла проложен утеплитель). Или деревянные во многих вариациях.
Монтаж распашных гаражных ворот своими руками начинают с установки каркаса. Коробка первоначально фиксируется в передней стене и затем выставляется в вертикальной плоскости. После этого каркас жестко фиксируют, обкладывая кирпичом сбоку и сверху.
Верхнюю бетонную балку над воротами на практике устанавливают достаточно редко. После застывания кладки на каркас навешиваются створки.
Створки ворот распашного типа могут отворяться как наружу, так и внутрь. Они монтируются в проеме гаража с помощью петель, а мощные петли-шарниры обеспечивают им легкость и плавность хода.
Перед установкой ворот гаража своими руками или сразу после нее всю конструкцию тщательно зачищают, грунтуют и прокрашивают краской. Краску лучше брать не для наружных работ, а использовать специальные составы для окрашивания металла. Слой такой краски более долговечен и не отслаивается.
Отличительная особенность распашных ворот для отдельно стоящих гаражей — поворотно-запорная штанга. Она дает возможность фиксировать низ и верх ворот в закрытом состоянии.
Сейчас такие ворота часто оборудуются электроприводами. Они оснащаются червячным редуктором, который дает возможность надежно запирать ворота и без использования замков. Или же при автоматизации такие типы ворот оснащаются цепным потолочным приводом.
Плюсы распашных ворот. Они обеспечивают надежную защиту от несанкционированного проникновения внутрь, при должной теплоизоляции гаража предохраняют от холода, за счет предельной простоты конструкции не подвержены поломке, легки в эксплуатации и монтаже, имеют широкий выбор дизайнерского оформления, а также низкую стоимость.
Недостаток распашных ворот. Чаще всего створки ворот отдельно стоящих гаражей отворяются наружу, поэтому при открывании они требуют свободы близлежащего пространства на ширину открытых створок.
Гаражное строительство в последние годы пережило настоящий технический «бум»: появились новые типы и виды гаражей, видоизменились и усовершенствовались их основные элементы. Особенно это коснулось такой необходимой для них детали, как въездные ворота. Всем привычные распашные модели постепенно уходят в прошлое, уступая место более удобным и выгодным дверным конструкциям.
Далее вы узнаете, как сделать своими руками откатные или сдвижные гаражные ворота, соблюдая правильную технологию.
Ворота откатные или сдвижные
Одним из представителей современного поколения дверей являются откатные (сдвижные) ворота. Они стали популярной моделью для обустройства въезда.
Откатные ворота работают по принципу двери-купе: полотно уходит в сторону, полностью освобождая зону проезда.
Конструкция откатных ворот бывает разной, выделяют две основные модели:
- откатные ворота — конструкция подвесного типа. Откатные модели такого вида отличаются тем, что направляющая балка, на которой крепится полотно, расположена вверху;
- ворота откатные — конструкция консольного типа. В таком устройстве откатных ворот имеется несущая балка, фиксирующая низ полотна и обеспечивающая его движение с помощью жестко закрепленных в фундаменте тележек.
Откатные ворота для гаража могут быть изготовлены в нескольких видах. Самые популярные изделия — ворота из профнастила однослойные или двухслойные. Откатные двери из этого материала можно покрыть любым цветом, гофрированная структура полотна придает им дополнительную жесткость. Бывают также однослойные или двухслойные гладкие — из оцинкованного стального листа или сплошные, изготовленные из сэндвич-панелей.
Самым удачным вариантом среди данных моделей дверей считаются консольные откатные ворота. Они не ограничивают высоту дверного проема, въезд полностью освобожден, а все механизмы компактно упрятаны по бокам.
Полотно движется за счет скольжения нижней несущей балки по двум неподвижным тележкам, которые жестко закреплены в бетонной основе.
Направляющая для откатных ворот прикреплена к нижней части полотна, где в специальную полость устанавливаются ролики несущих тележек, обеспечивающие легкое скольжение дверей. Изготовляют ее из толстостенного профиля, который придает конструкции дополнительную жесткость.
Откатные ворота не соприкасаются с землей, поэтому на этот элемент приходится главная доля всех нагрузок. Поскольку каркас откатных ворот в полтора раза шире дверного проема и изготовляется из профилированных труб, то он играет роль противовеса во время движения полотна.
По обе стороны дверного проема специальные «ловушки» полотна фиксируют откатные ворота. При установке гаражных ворот своими руками устройство крепится к столбу и представляет собой нащельник с верхним и нижним «карманом» для полотна. Удерживающие ролики для откатных ворот, расположенные в пластинах, обеспечивают стабильное вертикальное положение полотна и защищают его от шатания.
Въездные откатные ворота можно открывать/закрывать вручную, для этого в полотно с обеих сторон вставляется специальная ручка. Но намного удобнее автоматизировать процесс — ворота откатные автоматические открываются по сигналу пульта ДУ.
Движение полотна регулируется электроприводом: шестерня механизма зацепляется об зубчатую рейку, прикрепленную к несущей балке дверей, и плавно перемещает двери в сторону.
Зубчатая рейка для откатных ворот требуется для передачи крутящего момента полотну.
Количество зубцов зависит от ширины полотна.
Существуют телескопические сдвижные ворота. Используются при необходимости экономии пространства — ограда как бы откатывается сама в себя.
Достоинства откатных или сдвижных ворот. Экономят место, не закрываются из-за порыва ветра, выглядят элегантно и современно.
Недостатки откатных или сдвижных ворот. Такие модели ворот подходят только для неотапливаемых гаражей, так как полотно не прилегает плотно к проему.
К тому же они занимают много места: рама должна быть в полтора раза шире въезда, что не всегда вписывается в проект стандартного гаража.
Следующий раздел посвящен тому, как самому сделать гаражные ворота с подъемным механизмом.
Подъемные ворота
Существует два гаражных вида ворот с подъемным механизмом: подъемно-поворотные и подъемно-гильотинные.
Подъемно-поворотные гаражные ворота состоят из одного полотна, которое при открывании поворачивается вокруг горизонтальной оси и фиксируется параллельно потолку гаража. Их ширина, как правило, достигает 2,5—3 метров, а высота редко превышает 2,3 метра. Полотно вставлено в стальную раму, закрепленную на боковых стенах под потолком гаража или в свету проема. Движение полотна обеспечивает роликовый механизм, расположенный в ее верхних углах. Полотно уравновешивается в любом из положений системой противовесов. Именно благодаря этому для данного типа ворот характерно свободное открытие и закрытие даже ручным способом без особых усилий.
Ворота могут быть деревянными или металлическими. Поверхность щита ворот может быть изготовлена из профилированного или гладкого стального листа разной толщины. Существуют усиленные конструкции: внутри воротного полотна монтируется дополнительный — третий, стальной лист, толщиной от 0,5 до 3 миллиметров.
Полости внутри щита утепляются пенополистиролом. Такая теплоизоляция по эффективности сравнима с кирпичной кладкой в два кирпича (50 см). Уплотнители по всему периметру гаражного проема обеспечивают достаточную герметичность, не позволяя проникать в гараж сквознякам, атмосферным осадкам и не пропуская наружу тепло.
В процессе закрывания и открывания подъемно-поворотные ворота, как правило, выдвигаются за линию гаража приблизительно на 50 сантиметров, то есть на расстояние чуть больше ширины карнизного свеса крыши, но могут выдвигаться и на расстояние до полутора метра.
Перед тем как сделать подъемно-поворотные распашные ворота для гаража своими руками, нужно выполнить отделку стен, а вот отделку пола в гараже можно закончить лишь после установки ворот, поскольку порог со стороны помещения и подъезд к гаражу должны быть забетонированы после монтажа плоскости ворот. Боковые простенки, то есть внутренние поверхности от проема до боковых стен, также должны быть оштукатурены уже после установки ворот (если ворота устанавливают в свету проема). До окончания всех мокрых работ установленные ворота следует защитить пленкой от возможных загрязнений.
Достоинства подъемно-поворотных ворот. Взломостойкость, бесшумное движение щита и его плотное прилегание к раме, хорошие характеристики теплоизоляции.
Недостаток подъемно-поворотных ворот. Требуют дополнительного пространства в гараже для беспрепятственного поворота/подъема полотна, что в стандартных проектах не всегда предусмотрено.
Подъемно-гильотинные ворота конструктивно представляют собой щит, который перемещается по направляющим, сохраняя при этом вертикальное положение, как вверх (при открытии), так и вниз (при закрытии). Для их эксплуатации нужно много пространства над гаражом. Направляющие чуть отклонены от вертикальной оси, что позволяет полотну более плотно прилегать к проему в закрытом положении.
Как и у подъемно-поворотных, щит данных ворот — абсолютно уравновешенная конструкция. Он совершенно устойчив в любом из положений. Это обстоятельство дает возможность закрывать и открывать ворота вручную без всякого напряжения.
Панель ворот чаще всего выполняется в форме щита из сэндвич-панели с толщиной стенки в четыре-восемь сантиметров. Вариант без утепления наиболее часто — сооружение из арматурного каркаса, обшитого стальным профилированным листом.
Достоинства подъемно-гильотинных гаражных ворот. Ппростая и надежная конструкция; полная герметичность внутреннего пространства; хорошие теплоизоляционные характеристики; не теряется пространство как внутри гаража, так и перед ним.
Недостаток подъемно-гильотинных гаражных ворот. Требуют много места в открытом положении над гаражным проемом.
Рулонные ворота (рольставни)
Рулонные ворота — самый молодой и современный вид ограждений. Их основное достоинство заключено в том, что ими можно оборудовать небольшие по объему гаражные помещения с высокими проемами. Основные элементы такой конструкции ворот: рулонное полотно, короб и направляющие профили. Рулон состоит из стальных или алюминиевых ламелей (створок), скрепленных между собой шарнирами. Их высота — 70—140 миллиметров, а ширина — в соответствии с габаритами проема. Дополнительную прочность пустотелым створкам придает полиуретановый наполнитель, который после затвердения становится в два раза прочнее монтажной пены.
Двигается полотно по направляющим (вверх/вниз или из стороны в сторону), расположенным вдоль дверного проема, и прячется в специальный короб, где наматывается на приемный вал.
Стальное полотно прочнее на изгиб и относится к разряду антивандальных моделей.
Алюминий «податливее», зато он долговечный (не ржавеет) и позволяет максимально облегчить конструкцию. Но имеются «рулоны» из цельных алюминиевых створок повышенной толщины, которые прочнее образцов с полиуретановым наполнителем.
Поднимается и удерживается полотно с помощью ручного привода, а опускается вниз под действием силы тяжести, смягченной пружинным механизмом.
Уплотнитель, вставленный в направляющие, заглушает лишний звук.
Закрываются рольставни для гаража с помощью замка с двумя выдвижными ригелями, который монтируют на последнем ведущем профиле полотна.
Ручной способ открытия/закрытия гаражных ворот уходит в прошлое, уступая место быстрой и практичной автоматике.
Автоматические ворота-рольставни — одни из самых быстрых «самоходов». Цикл работы скоростных моделей (полное открытие или закрытие) для стандартного проема 2×4 метра — всего лишь 2,7 секунды.
Движущей силой автоматических «рулонов» является электропривод. Специальное устройство в середине короба блокирует полотно, тем самым запирая двери на ключ.
В случае отключения электроснабжения или поломки механизма ворота снимаются с блока (изнутри или снаружи) специальным ключом.
Автоматические рольставни могут реагировать на препятствия. Для этого на край полотна и по периметру дверного проема монтируют датчики, которые фиксируют предмет, мешающий закрытию ворот. Это касается не только неподвижных, но и движущихся предметов.
Преимущества таких гаражных ворот заключается в том, что для установки рулонных дверей требуется минимум места, что позволяет обойтись без кардинальной переделки дверного проема. Благодаря компактности конструкции они вписываются в любой гараж (если его потолок не выше 4 м).
Рольставни — ворота особой конструкции, которые, несмотря на всю свою легкость и миниатюрность, обладают отличными защитными характеристиками.
Взломать рольставни весьма трудно, к ним легко подключить любой вид сигнализации, что делает их фактически неприступными.
Рольставни не требуют дополнительного ухода и постоянных профилактических ремонтов. Поломки механизма случаются крайне редко, и то при некорректной эксплуатации автовладельцем.
Достоинства рулонных ворот. Широкий выбор цветовой гаммы, строгий и безупречный внешний вид — все это делает рольставни популярным дизайнерским решением для частного домостроительства. Их можно гармонично вписать под любой архитектурный стиль.
Недостатки рулонных ворот. Рольставни не подходят для отапливаемых гаражей. Даже «утепленный» вариант ворот (створки с полиуретановым наполнителем) не сможет должным образом сохранить тепло из-за большого количества щелей в полотне. Рулонные двери используют внутри отапливаемых помещений или для неотапливаемых гаражей. Зимой створки рольставни могут обледенеть, что препятствует их открытию. Для этого следует постучать по полотну, тем самым освободив его от кромки льда, и лишь потом поднять двери. Еще одна актуальная зимняя проблема — промерзание замка. Двери невозможно открыть из-за заедания ригелей. Можно использовать защитный спрей, предотвращающий такие неприятности. Наконец, рольставни очень дороги, но для встроенных гаражей эта модель остается одной из самых востребованных.
И в заключение узнайте, как правильно сделать секционные гаражные ворота с панелями из различных материалов.
Секционные ворота
Наиболее часто используемый вид ворот сейчас — подъемные секционные.
Секционные гаражные ворота очень удобны в использовании, поскольку при открывании не занимают место перед гаражом. Полотно этих ворот состоит из нескольких секций, соединенных специальными петлями шарнирного типа с прокладками, защищающими гараж от проникновения внутрь ветра и воды.
Панели делаются из разных материалов: дерева, пластика, металла. Пространство внутри них наполняется пенополиуретаном, который повышает теплоизоляцию ворот.
Поверхность панелей защищается особым покрытием.
Стандартная ширина панелей: 385, 500, 610 миллиметров, толщина 20—45 миллиметров (20 мм — для неотапливаемого гаража, 35—45 миллиметров сендвич-панель для отапливаемых помещений).
Исходя из этого, можно собрать готовый комплект секционных ворот разного размера.
Секционные ворота должны быть обязательно больше дверного проема на 25—50 миллиметров.
При желании в нем может быть предусмотрена дверь.
Секционные ворота подходят для гаражей любого размера, а также для гаражей с нестандартной формой проема (например, арочной); в этом случае их просто монтируют за проемом. Некоторые модели, для того чтобы их легко было подогнать под размер гаражного проема по высоте, имеют выдвижную нижнюю вкладку, заполняющую зазор, который может образоваться между нижней секцией и полом. Диапазон регулировки составляет от одного до десяти сантиметров. Большинство секционных ворот открываются вверх, но в продаже есть и открывающиеся в сторону.
Их движущий механизм состоит из направляющих рельс, сделанных из прочных антикоррозийных материалов, системы торсионных пружин с валом, барабаном и предохранителем обрыва, и уравновешивается пружинным механизмом.
Фиксируют с обеих сторон полотно направляющие, расположенные вдоль рамы и потолка.
Чтобы уменьшить сопротивление, к бокам панелей прикреплены специальные ролики для секционных ворот, позволяющие им легко скользить по вертикальным профилям и плавно заезжать на горизонтальные оси. Шарики сделаны из износостойкой пластмассы (полиамида) и обеспечивают мягкий и бесшумный ход дверей. Полотно во время движения открытия ворот многократно преломляется: каждая створка разворачивается и укладывается горизонтально потолку. Закрываясь, щит опускается вниз вертикально.
Уравновешивающие пружины снижают весовую нагрузку дверей, поэтому их легко поднять с помощью ручки, расположенной в нижней части полотна или посредством среднемощного электропривода для автоматических ворот (от 0,5 кВт).
Автоматизированные секционные ворота оборудуются вальным или потолочным электроприводом с дистанционным управлением.
Специальная система безопасности прекращает работу привода в случаях появления препятствий.
В случае отключения электричества ворота можно открыть вручную с помощью специального ключа, который разблокирует механизм. Он отключает привод и позволяет управлять воротами в ручном режиме.
Ручной замок размещают на любой удобной водителю высоте. Чаще всего двери такого типа оснащают цилиндровым механизмом и выдвижным ригелем.
Устройство секционных ворот надежно защищено от обрыва тросов храповыми муфтами. Они не позволяют упасть полотну, блокируя его движение. Такое предостережение не случайно, так как вес дверей довольно внушительный (100—300 кг).
Монтаж секционных ворот в гараже выполняют лишь после того, как закончена внутренняя отделка помещения — стены оштукатурены, а пол закончен. В таком случае механизмы ворот не будут загрязнены во время отделочных работ.
Установка секционных ворот требует свободного пространства вокруг дверного проема: до потолка — 30 сантиметров, по бокам — по 45 сантиметров.
Допускается некоторое их отклонение в меньшую сторону, но в установленных производителем рамках.
Секционные гаражные ворота совмещают преимущества рулонных и подъемноповоротных моделей.
Рольставни — компактные и маневренные двери, но лишены удерживания тепла в гараже из-за большого количества щелей в полотне.
Подъемно-поворотные ворота — мощные и теплые двери, но требуют дополнительного пространства (тамбура) внутри гаража.
Сдвижные секционные ворота решают сразу две эти проблемы: они плавно уползают под потолок без захвата лишней площади и обеспечивают отличную теплоизоляцию помещения.
Преимущества секционных ворот. Компактность, независимость от внешних преград, универсальность и огромный выбор дизайна.
Недостаток секционных ворот. Быстрая изнашиваемость и капризность механизма.
64 + = 68